АВТОРИЗАЦИЯ НА САЙТЕ
ПОИСК ОТ ЯНДЕКСА

Занятия айкидо в Москве
ОБЪЯВЛЕНИЯ


Место для вашей рекламы
ПОПУЛЯРНОЕ




Наши партнёры


Место для вашей рекламы
АРХИВ НОВОСТЕЙ

 
 

 
 
 
 
Аниме онлайн
Просмотр аниме онлайн в реальном времени
Аниме онлайн


НАШИ ПАРТНЁРЫ


Место для вашей рекламы
Shop.Aikidoka.ru
Пишем по-японски. Азбука Катакана
Предлагаемое пособие представляет собой рабочую тетрадь для ...

Пишем по-японски. Азбука Хирагана
Предлагаемое пособие представляет собой рабочую тетрадь для ...

Подготовка к квалификационному экзамен ...
Вашему вниманию предлагается книга для подготовки к ...

Айкидо и Путь самурая
Айкидо и Путь самурая. Главная страница Айкидо и Путь самурая. Обратная связь Карта сайта 'Айкидо и Путь самурая'

История Японии

Данный раздел знакомит Вас с удивительной страной восходящего солнца - Японией (Ниппон или Нихон);

Здесь представлены такие разделы, как:
- История Японии: описание истории Японии с начала времён; культура Японии; история самураев, японские сёгуны.
- Восточная система исчесления: Японский календарь и, конечно же, Китайский календарь
- Религия Японии: религия древней Японии; синтоизм, буддизм, даосизм, христианство.
- Очень большой и подробный раздел по японской письменности: история возникновения, письменные знаки, японские иероглифыандзи - kanji), каллиграфия, латиница и пиктографическое письмо...

Раздел Название темы Ответов
» » Реставрация Мэйдзи - 1868-1911г. (2)







19 июн 2007

Реставрация Мэйдзи - 1868-1911г. (2)

| Автор: Vadim | Все новости от 19 июн 2007 |

Отмена сословия самураев



Часть I Часть II


После 1868 г. в Японии было отменено официальное применение самураями сэппуку - обряда сословия воинов эпохи феодализма, "оберегавшего" в соответствии с бусидо честь буси". Тем не менее добровольное сэппуку продолжало существовать, и каждый его случай встречался скрытым одобрением определённой части нации, создавая по отношению к лицам, совершившим обряд, ореол славы и величия. Такое отношение к феодальному обычаю в немалой степени было обусловлено реакционной пропагандой, называвшей харакири "священным храмом японской национальной души", "великим украшением империи" и "драгоценным инструментом, оберегающим честь благородных". (На одном из съездов феодальных князей, состоявшемся в 1869 г., предложение об уничтожении института харакири вообще было отвергнуто 200 голосами против 3 при 6 воздержавшихся). Этим можно объяснить многочисленность самоубийств посредством харакири среди солдат императорской армии во время русско-японской (1904 - 1905) и других войн, которые вела Япония.

На первое место в воспитании воина и нации вообще в послереформенной Японии ставился принцип "национального", всё "чужое" считалось второстепенным и подчинённым главному.

В этом же ключе воспитывалось и молодое поколение. Прямо или косвенно принцип "национального" воспитания присутствовал во всех дисциплинах, преподаваемых в школах детям. Усвоение принципов "национальной" этики считалось при обучении более важным, чем развитие ума учеников. С первых уроков школьникам внушалась мысль, что в недалёком будущем они должны встать в ряды армии и именно в ней служить на пользу родине. Эта польза преподносилась в самых реальных представлениях, характерных для любого империалистического государства: завоевание земель, приобретение новых колоний и т.п.

Государство настойчиво стремилось выработать у юношества верность и безграничную преданность династии, микадо - "олицетворению родины". Здесь на помощь официальной японской педагогике приходило конфуцианство и синтоизм. Чувство верноподданичества, согласно учению Конфуция, должно корениться в культе предков. Почитая своих родителей, японец почитал и их предков; почитая микадо как "высшего родителя", "отца" всех японцев), он почитал предков императора - богов.

Значительное внимание в японской амии уделялось офицерскому составу - непосредственному носителю самурайских традиций. Офицера называли "отцом" солдата; рядовых учили относиться к нему точно так же, как к императору. Офицер, по императорскому рескрипту, считался непосредственным исполнителем воли императора в армии и человеком, относящимся к своим подчинённым подобно тому, как император относится к своему народу. Его приказ приравнивался к приказу императора, невыполнение этого приказа расценивалось как неподчинение воле императора.

В деле культивирования у японцев национализма с 70-х годов XIX в. особенно большое значение начало приобретать синто, после того как оно стало по существу государственной религией Японии. При сёгунате Токугава синто было оттеснено как религиозное течение на второй план, так как имело тесную связь с императором, не обладавшим реальной властью. Конституция 1889 года закрепила форму "государственного синто" и разрешила свободу вероисповедания. С этого времени синто стало считаться культом национальной морали и патриотизма и могло совмещаться с исповеданием любой религии. Синтоизм, впитавший в себя многие догмы конфуцианства, способствовал милитаризации Японии, содействовал её политике, стал духовной опорой японской военщины. Император как "божественный" потомок верховной богини синтоАматэрасу-омиками, стал рассматриваться как живой бог, обеспечивающий своим существованием благоденствие и возвеличение Японии.

Догмат божественности и непрерывности династической линии должен был внушать японцам веру в покровительство богов нации, священное единство народа и исключительность национального духа. Это способствовало развитию национализма и шовинизма, враждебному отношению ко всему иноземному; отсюда лозунг "Азия для азиатов под верховным руководством Японии".

В первые же годы после революции 1868 г. правительство приступило к созданию новых синтоистских храмов, задуманных как очаги пропаганды монархической пропаганды. Таковыми были храмы в честь богини Аматэрасу и храм Ясукуни-дзиндзя (Сёконся), который построили для почитания душ воинов, погибших во время этой революции, и который стал со временем центром милитаристской пропаганды.

За короткое время Япония, используя опыт Запада, превратилась в богатое капиталистическое государство с сильной и хорошо вооружённой армией. За несколько десятилетий XIX века, Япония смогла добиться того, для чего западным странам потребовалось намного больше времени. При этом восприятие европейской культуры было прежде всего подчинено военным задачам. Это стало возможным потому, что военное и военно-морское министерства, генеральные штабы находились на особом положении и по существу были поставлены выше других министерств и ведомств.

Таким образом, к концу XIX в. японская армия, воспитанная в духе средневековой идеологии самурайства и оснащённая современным вооружением, была в состоянии реализовать агрессивные планы милитаристских кругов, стремившихся к захвату колоний и новых рынков сбыта под прикрытием лозунга "исправления исторической несправедливости". На самом же деле захватнические устремления Японии были вызваны запоздалым выходом её на мировую арену в качестве великой державы и стремлении наверстать упущенное.

Как и все завоеватели всех времён, японские милитаристы поставили перед собой грандиозные цели и задачи по разделу мира. Однако этому не суждено было осуществиться. Япония потерпела первое в своей истории столь сокрушительное поражение, что была вынуждена капитулировать.

24 августа 1946 г. парламент Японии принял новую конституцию страны, обнародованную в ноябре того же года. В её преамбуле говорится: "Мы, японский народ, хотим вечного мира… Мы хотим занимать достойное место в международном обществе, которое борется за сохранение мира". Таким образом, Япония навсегда отказалась от войн, от применения силы или угрозы применения силы для разрешения спорных вопросов с другими странами. Конституция отделяла синто от государства; император становился лишь символом страны и единства японского народа, отвергая своё "божественное происхождение".

Что касается повседневной жизни японцев, то наличие пережитков самурайского прошлого в настоящее время хорошо прослеживается во время празднеств, прославляющих доблесть средневековых воинов. Как и прежде, эти праздники, рассчитанные на воспитание молодёжи в духе самурайских традиций, ежегодно напоминают о прошлом сословия воинов. К их числу можно отнести уже упомянутый средневековый обычай намаои (в бывшем княжестве Даттэ); праздник клана Маэда (княжество Кага), называемый "хяку мангоку мацури" (с его непременной процессией даймё), который был выдуман в довоенной Японии для поддержания памяти о самурайском прошлом страны; праздник клана и храма Такэда, проводимый в честь главы клана Такэда Сингэн (12 марта, в день смерти князя) при участии 24 конных воинов, одетых в самурайские доспехи и символизирующих военачальников феодальной армии Такэда; мацури "карацу окунти", имевшей место в бывшем воинственном клане Набэсима, ябусамэ и т.д.

Таким образом, можно сказать, что наследие феодализма в лице "самурайского духа" в несколько подновлённом виде, но прежнее по сути ещё живёт в современной Японии.


Японский язык. Уроки он-лайн
Комментарии (0) | Просмотров: 8225 | << Назад
История Японии
  • 100




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.