АВТОРИЗАЦИЯ НА САЙТЕ
ПОИСК ОТ ЯНДЕКСА

Занятия айкидо в Москве
ОБЪЯВЛЕНИЯ


Место для вашей рекламы
ПОПУЛЯРНОЕ




Наши партнёры


Место для вашей рекламы
АРХИВ НОВОСТЕЙ

 
 
 
 
 
 
Аниме онлайн
Просмотр аниме онлайн в реальном времени
Аниме онлайн


НАШИ ПАРТНЁРЫ


Место для вашей рекламы
Shop.Aikidoka.ru
Пишем по-японски. Азбука Катакана
Предлагаемое пособие представляет собой рабочую тетрадь для ...

Пишем по-японски. Азбука Хирагана
Предлагаемое пособие представляет собой рабочую тетрадь для ...

Подготовка к квалификационному экзамен ...
Вашему вниманию предлагается книга для подготовки к ...

Айкидо и Путь самурая
Айкидо и Путь самурая. Главная страница Айкидо и Путь самурая. Обратная связь Карта сайта 'Айкидо и Путь самурая'

Айкидо

Раздел "Айкидо" знакомит Вас с общей информацией об Айкидо: - что это за вид боевых искусств;
- имеются ответы на часто задаваемые вопросы об Айкидо,
- о кимоно (кейкоги)- форма для занятий Айкидо,
- изучив этикет в Айкидо и правила поведения в додзё (зал для занятий Айкидо) Вы не попадёте впросак в любом клубе Айкидо;
- стили Айкидо знакомят Вас с многообразием форм Айкидо в мире,
- информация о терминах Айкидо позволит Вам лучше ориентироваться в техниках Айкидо и на квалификационных экзаменах Айкидо;
- также Вам может быть полезен представленый на сайте "Айкидо и Путь самурая" список известных мастеров Айкидо.

Раздел Название темы Ответов
» » Куда катится Айкиком!?







29 мая 2007

Куда катится Айкиком!?

| Автор: Vadim | Все новости от 29 мая 2007 |

За последние полгода тема соревнований по айкидо на различных сайтах обсуждалась неоднократно, и видимо, пришла пора разъяснить нашу позицию.

Как все вы уже знаете, 28-30 марта в Москве пройдет I-ый Открытый Чемпионат России по традиционному боевому искусству. Звучит несколько непривычно, но не будем делать поспешных выводов. Все не так просто.

Прежде чем начать рассуждения на тему айкидо и соревнования, надо вернуться немного назад и вспомнить причины, по которым было принято решение о введении в айкидо спортивного аспекта.

Главная причина – это четкая позиция Госкомспорта: «Если Вы занимаетесь спортом, то мы Вас поддержим, если искусством, пусть даже и боевым, то Вам следует обратиться в Министерство Культуры». Поначалу, такая постановка вопроса вызвала возмущение.

Но потом, когда начали считать «за» и «против» пришли к выводу: все, что бог ни делает, все к лучшему…

Оказывается, соревнования могут поставить точку отсчета на шкале «Кто есть кто» и вывести на чистую воду «озаренных» шарлатанов. Помочь выбрать серьезную школу из всего обилия всемирных федераций, советов, союзов, оказывающихся при ближайшем рассмотрении дворовыми группами. Наконец, избавиться от самодовольных интернетовских «знатоков», которые замусорили всю сеть дилетантскими высказываниями.

Но обо всем по порядку и начнем с интернета, поскольку независимо от нашего желания, интернет является наиболее доступным и читаемым средством массовой информации и коммуникации. Мнение раскрученных сайтов становится мнением большинства, и не важно раскрутились они за счет высокого и профессионального и интеллектуального уровня хозяина сайта или за счет пустомель, убивающих время за бессмысленной болтовней на форумах.

К сожалению, и по сей день айкидо, с точки зрения возможности с умным видом нести всякую чушь наиболее уязвимо. А почему? – Да потому, что до введения в айкидо соревновательного аспекта не было механизма, способного четко определить профессиональный уровень инструкторов в зале, и уж тем более уровень интернетовских гуру. Любой авантюрист мог, закатив глаза к небесам, поведать о прозрениях-озорениях и стать «великим». К сожалению, времена, когда надо было доказывать свой уровень в спарринге, закончились лет двадцать назад. Да и занимаемся мы вроде как искусством больше духовным, чем мордобойным. Хотя бывают случаи, когда очень хочется забыть об условностях.

Чтобы убедиться в дилетантском уровне большинства сетевых авторов, давайте назовем основные отрицательные, с их точки зрения стороны соревновательной практики, и попытаемся разобраться, так ли отрицательны они на самом деле.

Одним из главных опасений дилетантов по отношению к соревнованиям является якобы присущая соревнованиям агрессия и утверждение, что именно агрессивный характер соревнований претит духу айкидо. Уважаемые, рекомендую обратиться к учебникам по психологии, вероятно, за первый курс. А можете и не обращаться, потому, что ответ очевиден. Прежде всего, нельзя само понятие агрессии рассматривать односторонне. Да, агрессия может быть отрицательная, переходящая в озлобленность и жестокость. К соревнованиям по айкидо такого рода агрессия никакого отношения не имеет. Правила составлены таким образом, что просто не возникает ситуаций, провоцирующих проявления жестокости. Но агрессия может быть и позитивная, творческая, созидательная, заставляющая тренироваться до седьмого пота и добиваться высочайших результатов. Сама по себе агрессия не плоха и не хороша – она естественна для не полностью атрофированного gomo sapiens. Естественна, когда нормальный человек встает на защиту слабого, отстаивает справедливость. Естественна, когда защищает жизненные, человеческие ценности или, не думая о высоком, просто останавливает трамвайного хама. Спортивный азарт, синоним – спортивная агрессия, никогда и никем не расценивались как нечто отрицательное, наоборот, все достижения человеческой расы и не только в спорте, совершались людьми азартными, пытавшимися, опередив конкурентов, во что бы то ни стало добиться своей цели.

И второе, явно надуманное опасение все тех же дилетантов: «После проигрыша наступает подавленное психологическое состояние, которое способствует развитию стресса и комплекса неполноценности». Утверждение, мягко говоря, сомнительное, касающееся только определенной узкой группы, уже закомплексованных людей. Для человека, серьезно занимающегося любым видом спорта проигрыши не только нормальны, но и необходимы. Они помогают выявить технические погрешности, недостатки физической и психологической подготовки. Наконец, не утратить способность объективно оценивать свой собственный уровень. И боевые искусства, и спорт учат не избегать проигрышей и стрессов, это все равно невозможно, но преодолевать их.

Одной из главных задач, которая стояла перед авторами Правил соревнований, как ни парадоксально это звучит, была задача возвращения на татами боевого духа айкидо. Возвращения на тренировки адреналина и здоровой, направленной, прежде всего на самого себя агрессии. Той агрессии, которая заставляет быть недовольным собой после явно пропущенного удара или не получившегося броска, и которая является важнейшим стимулом для дальнейшего совершенства.

Итак, положительный результат номер один: участие в спортивных состязаниях помогает переосмыслить отношение к айкидо как к боевому искусству, вернуть на татами азарт и боевой дух.

Положительный результат номер два: сам факт проведения соревнований по айкидо заставит больше прислушиваться к мнению действительно заслуженных людей, добившихся высоких спортивных результатов.

Все просто: дошел твой ученик до хотя бы восьмерки – честь тебе и хвала; не выставил свою школу под предлогом типа: «Мы выше этого» – значит, объективно сам понимаешь, чем ты занимаешься в этой жизни, но не хочешь, чтобы об этом знали все.

Пожалуй, после Чемпионата надо будет опубликовать поименный список школ и инструкторов, которые а) удачно выступили, б) набираются опыта и в) сдрейфили и расписались в своей несостоятельности.

Правда, многих высоко духовных авантюристов, мы и так знаем, но знать одно, а доказать и убедить айки-общественность в том, что на самом деле они занимаются не айкидо, а профанацией айкидо очень сложно. Соревнования помогут сделать это. И самым громким доказательством будет молчаливый отказ от участия.

Одним из отказников будет наш старый знакомый из Ростова-на-Дону, который несколько лет назад произвел на нас неизгладимое впечатление. Поскольку его история типична для российского айкидо, я вкратце обозначу основные вехи.

Три раза пытался сдать экзамен на пятый Кю по «Рюшинкан», три раза из-за полной бездарности и не желания учиться проваливался. Наконец ушел, и мы по наивности подумали, что боевыми искусствами он больше заниматься не будет. Не тут-то было, меньше чем через год, получил черный пояс, понятно, что по другой школе, и вернулся в Ростов «крутым» сэнсеем. После этого сменил еще несколько стилей. Везде организовывал группы, собирал деньги, как только до народа доходило, что представляет собой их тренер, группы распадались. Миша переходил в новый зал или просто называл свою школу другим именем. Чем заниматься не имело значения. Мы видели, как он преподавал некий, убогий до абсурда, вариант фехтования в стиле кендо. Но в целом, процесс шел. Боюсь, что идет и до сих пор.

До сих пор в России преподают айкидо люди, не имеющие понятия ни о боевом искусстве, ни о спорте. С одной стороны в связи с отсутствием боевого опыта, они не могут понять, где кончается боевое искусство и начинается айкиробика, а с другой, в связи с собственной ограниченностью, и хвастливым самолюбованием, не хотят учиться элементарным азам теории и методики физвоспитания. Как в шлягере Пугачевой: «Не могу и не хочу» - эдакий гибрид импотента с фригидной женщиной.

Такого рода айки-гибриды, когда не могут сделать тэнкан, прикрываются фразами типа: «Энергетически я тебя уже убил…», или «Ты слишком тяжелый, (вариант - сильный) для меня, но ты не чувствуешь направления Ки». Парадокс ситуации состоял в том, что доказать их несостоятельность было крайне тяжело. Помните сказку про голого короля? – из этой же серии. Когда «высоко духовная» инструкторская личность начинает рассуждать о предмете темном и изучению не подлежащем, каковым на самом деле является наша Ки, для обычного студента очень трудно честно признаться: «А король-то голый – то бишь, – никаким таким искусством, кроме искусства запудривания мозгов, наш учитель не владеет». Чаще студенты начинают поддакивать, мол «что-то поднимается, не в штанах конечно, а в моей душе» (Ю. Лоза), в страхе прослыть личностью, не чувствующей магического энергетического потока, а значит стоящей на более низкой ступени духовного развития. В итоге появляются школы, рассуждающие о проблемах точки на клеточном уровне, но не владеющие элементарной базовой техникой.

Однако, хорошенького - понемножку.

В 2002 году решением Госкомспорта РФ в айкидо введен спортивный аспект. И тема профессиональной пригодности, (а чаще непригодности) инструкторов айкидо получила, наконец, свое логическое развитие. Впервые в России появилась возможность профессионалов (их не так много, но они есть) назвать профессионалами, а дилетантов – дилетантами. И не только назвать, но и поддержать первых, и постепенно ограничить возможности вторых.

Хватит спокойно наблюдать, как с одной стороны, проходимцы наживаются на здоровье наших детей, а с другой стороны обесценивают и опошляют само боевое искусство. И помочь справиться с засильем некомпетентных шарлатанов может именно спортивный аспект. Во-первых, спортсмены по итогам соревнований получают звания и разряды. Во-вторых, что не менее важно, их тренеры получают официальные тренерские категории. Мы уверены, что всего через пару лет станет сложно ошибиться при выборе школы. Инструктор, к которому Вы приведете своего ребенка, должен будет предъявить не иностранный диплом, непонятно когда и кем нарисованный, но удостоверение «Мастера спорта России» или «Тренера II-ой, I-ой или высшей категории».

Итак, возможность выявить школы, заслуживающие уважения и поставить на место зарвавшихся шарлатанов - это третий положительный результат соревновательной практики в айкидо.

Хватит умильно внимать псевдо-сэнсеям, которые то ли разучились, то ли никогда и не умели стоять на ногах. Чему можно научиться у инструкторов, которые могут сделать только заранее определенную технику и только со своим собственным уке…

Прошедший в декабре 2002 года Фестиваль Айкикай наглядно показал, насколько противоположными путями может пойти развитие айкидо в нашей стране.

Интернетовские рассуждения некоторых деятелей об участниках Фестиваля не позволяют усомниться в абсолютной необходимости и своевременности проведения соревнований по айкидо. И здесь тоже нет никакого парадокса. Дело в том, что все отчетливей слышится знаменитое айкиробическое напутствие всем вступающим в додзе: «Must be fun». Ты должен кайфовать потому, что после твоего халтурного броска все умиляются и красиво падают, потому, что по-настоящему больно не бывает, потому, что для успешной сдачи очередного экзамена достаточно поддерживать хорошие отношения с сэнсеем и вовремя сдать деньги.

Куда катится весь этот айкиком?

- Для того, чтобы ответить на этот вопрос достаточно приглядеться к ситуации в странах, где развитие айкидо началось лет на двадцать раньше, чем в России. Возьмем для примера Швейцарию. Несколько лет назад наша команда выехала в Базель для участия в Фестивале, посвященном 30-летию создания Федерации Айкидо Швейцарии. Участвовали практически все европейские страны, всего около 1000 любителей айкидо, из них примерно треть - черные пояса. Восемь шиханов Хомбу проводили занятия. Полные трибуны зрителей. Мероприятие получилось действительно грандиозным.

На специальной, только для 3-х Данов и выше, тренировке со мной встал крепенький и очень напыщенный иностранец. Когда начали работать, я искренне удивился тому, что его пустили на эту тренировку, по технике - максимум 2-й Дан. Ошибки были элементарные: на шихо-наге руки забрасывал за затылок, центра не держал, зато всячески пытался помешать мне выполнить технику, не удалось. После очередной попытки чему-то научить меня, потерял равновесие и шлепнулся на спину. Попытался было начать драку, но вовремя одумался, обиделся и ушел. На следующий день ему торжественно вручили 6-й Дан…

Вот и ответ на вопрос, куда нас с Вами может завести игра в боевое искусство. Хотя, предполагаю, что для многих современных инструкторов айкидо такой путь развития вполне приемлем. Сидеть в своем болоте безответственно и прибыльно. Правда, иногда случайный уличный хулиган накостыляет этакому 2-му - 6 му Дану, ну да ничего, спишем на боязнь Дана нанести травму своему противнику и прослыть недостаточно высоко духовной личностью.

Так вот, соревнования по айкидо конечно не смогут заставить всех халтурщиков заниматься делом, но хотя бы немного отрезвят «великих» и покажут и им самим и их ученикам, чем же собственно они занимаются. Предполагаю, многих ждет разочарование…

Подводя итог, обобщаем: с нашей точки зрения – соревнования по айкидо являются одновременно и лакмусовой бумажкой, которая позволит определить кто is who, и катализатором дальнейшего развития традиционного боевого искусства.

Надеюсь, с нашей позицией относительно введения в айкидо спортивного аспекта мы более чем менее разобрались. Можно было бы на этом закончить и подождать Ваших реплик и вопросов, но есть еще одна тема, которая очень забавно обсуждается в интернете, и поэтому буквально пару слов мы ей уделим. Это тема формы проведения соревнований.

Прежде всего, хочу обратить Ваше внимание на интересный факт: форма проведения аттестаций, которая, как правило, не выявляет ничего, кроме факта своевременной сдачи денег (говорю не обо всех школах) в интернете не обсуждается. Никто не задается вопросом: а не выхолащивается ли дух боевого искусства тренировками без адреналина и политическими аттестациями. А вот форма соревнований, где спортсмены демонстрируют и отточенную технику и завидную силовую и скоростную выносливость (Показательная программа), и реакцию, и умение работать в ограниченном пространстве от вполне реальных атак (Прикладная программа) подвергается нещадной критике. Интересно, знают ли люди пытающиеся рассуждать на тему соревнований, что в форме нашей «Прикладной программы» проходят тренировки специальных подразделений всего мира. И никто из профессионалов не сомневается в высокой эффективности такого рода подготовки.

Кстати, 30-го Марта, в день финалов, вы сможете сами услышать мнение людей, чей профессиональный уровень не ставится под сомнение. Почетными гостями Чемпионата станут: Штурмин А.Б. - родоначальник каратэ, да и других боевых искусств у нас в стране, Гончаров С.А. – президент ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», Иншаков А.И. – президент ассоциации каскадеров России, в последнее время очень серьезно практикующий айкидо, Попов Л.Л. – вице-президент Национальной Федерации Каратэ, а также представители Госкомспорта, Олимпийского Комитета России, Москомспорта.

Вы все также можете стать гостями I-го Открытого Чемпионата России. Приходите хотя бы для того, чтобы составить свое собственное мнение об удивительно красивом, высокоэффективном и столь противоречивом виде спорта айкидо.

Николай ЕГОРОВ, президент Федерации айкидо России.

Первоисточник - http://www.aikiway.ru/st_for.htm

Японский язык. Уроки он-лайн
Комментарии (1) | Просмотров: 6877 | << Назад
Соревнования и Айкидо
  • 0




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

#1 написал: Rein | 26 мая 2009 21:32 |
Информация к комментарию
  • Группа: Гость
  • ICQ:
  • Регистрация: --
  • Последнее посещение: --
  • Статус:
  • 0 Комментариев
  • 0 Публикаций
Вот и отлично! Сейчас только ленивый не пинает айкидо, заявляя, что это не боевое искусство, а "танцы".
Я понимаю, что по своей философской основе айкидо отличается от других единоборств, но это же не значит, что отличия оправдывают его неэффективность.

Нужно, чтобы люди видели и знали, что айкидо применимо в реальных условиях.
Поправьте меня, если я ошибаюсь, но во времена зарождения айкидо приветствовались даже спарринги с бойцами других школ и направлений. И никто не считал, что айкидо должно быть "выше этого".

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.