АВТОРИЗАЦИЯ НА САЙТЕ
ПОИСК ОТ ЯНДЕКСА

Занятия айкидо в Москве
ОБЪЯВЛЕНИЯ


Место для вашей рекламы
ПОПУЛЯРНОЕ




Наши партнёры


Место для вашей рекламы
АРХИВ НОВОСТЕЙ

 
 

 
 
 
 
Аниме онлайн
Просмотр аниме онлайн в реальном времени
Аниме онлайн


НАШИ ПАРТНЁРЫ


Место для вашей рекламы
Shop.Aikidoka.ru
Пишем по-японски. Азбука Катакана
Предлагаемое пособие представляет собой рабочую тетрадь для ...

Пишем по-японски. Азбука Хирагана
Предлагаемое пособие представляет собой рабочую тетрадь для ...

Подготовка к квалификационному экзамен ...
Вашему вниманию предлагается книга для подготовки к ...

Айкидо и Путь самурая
Айкидо и Путь самурая. Главная страница Айкидо и Путь самурая. Обратная связь Карта сайта 'Айкидо и Путь самурая'
» » Общие сведения о японском мече







3 июн 2012

Общие сведения о японском мече

| Автор: Vadim | Все новости от 3 июн 2012 |
Изогнутый японский меч (стиля тачи) появился в середине эры Хейан. До того периода были широко распространены прямые односторонние мечи, обоюдоострые мечи и мечи с обоюдоострым концом. Эти мечи испытали на себе сильное влияние китайского стиля, но китайский стиль, в свою очередь, формировался под воздействием Индии и Малайзийского архипелага с юга, Персии и Турции — с запада, а также под ощутимым влиянием северных кочевых народов. Японский меч, таким образом, до своего появления формировался под косвенным влиянием стилей многих стран.

Стили и названия мечей менялись в каждую эру.
Это были:
- тачи (длинный прямой меч),
- тачи (тсука-зори, коши-зори),
- тачи (йоко-гатана, меч, носимый в ножнах на боку),
- учи-гатана (тории-зори, кривой меч).

Однако хотелось бы поговорить не только о форме, но и о качестве мечей.

Общие сведения о японском мече

Вверху - меч стиля учигатана.
Внизу — меч могуса стиля тачи, изготовленный кузнецом Тайра Сугавара из префектуры Ивата.



Во всей истории японского меча сталью лучшего качества характеризовался период от эры Хейан до эры Камакура. После нее наступил ощутимый спад качества, продолжающийся до настоящего времени. Для специалистов боевых искусств, пользующихся японскими мечами, до сих пор остается открытым вопрос, почему ухудшилось качество мечей и почему мы не в состоянии возродить древнее искусство их изготовления.

В данном разделе будет дана попытка объяснения этой ситуации.

Когда впервые были определены характерные свойства японского меча, кузнецы лично плавили железо и создавали форму меча. Они самостоятельно выполняли оба вида работ.
Таким образом, кузнецы имели представление о качестве железа. Но по мере роста спроса на мечи процесс их изготовления превратился в массовое производство.

Так, плавление железа и ковка мечей разделились на две отдельные отрасли. Что еще хуже, плавление железа из прямого производства превратилось в производство косвенное.
Последовательная система была сломана, вследствие чего и ухудшилось качество стали. Это была главная причина изменений в качестве. Произошло это в конце эры Муромати, когда все большие масштабы стало приобретать использование в сражениях огнестрельного оружия.

Общие сведения о японском мече

Сравнительные графики плавления со взаимоотношением между температурой и процессом уменьшения содержания кислорода в руде



Кузнецы стали уделять основное внимание производству огнестрельного оружия. Это была еще одна причина ухудшения качества стали. Однако большую роль сыграло и то, что технология кузнечного ремесла была тайной, в которую не посвящались другие участники массового производства оружия.

Ввиду этой ситуации хронология производства японских мечей подразделяется на следующие периоды:
- с середины эры Хейан до конца эры Муромати выпускались мечи, которые называются кото (что значит «старый меч»),
- с конца эры Муромати до Эдо Бакуматсу (после появления в Японии в 1853 г. адмирала Перри) мечи называются синто (что значит «новый меч»),
- мечи, изготавливавшиеся после Эдо Бакуматсу называются син-синто (что значит «новый новый меч»).

Современные японские мечи называются ген-дайто (что и означает «современный меч»).

Мечи, выпускавшиеся до середины эры Хейан, называются дзе-кото (что означает «старше, чем кото»). Лучшее качество стали было в японских мечах кото.

Общие сведения о японском мече



В категорию дзе-кото входят мечи, ввезенные из Китая, мечи, изготовленные в Японии из добытого на континенте железа, и мечи, сделанные в Японии из японского железа. Таким образом, процесс изготовления мечей того периода не совсем ясен.
Достоверно известно лишь то, что китайские кузнецы, иммигрировавшие в Японию, оказали сильное влияние на формирование японского меча.
Однако на японский меч оказали свое влияние и Индия, а также Малайзия, а через Сахалин (остров у восточного побережья Сибири) и Курильские острова (цель островов между северным Хоккайдо и полуостровом Камчатка) в Японию проникали северные народы, влияние которых на японский меч было также очень заметным.

Об иноземных технологиях изготовления мечей, а также о том, где, когда, кто и кому передавал их, исторические летописи не сохранили сведений. Взаимоотношения народов в древности сложны для понимания и изучения. Однако, если разделить различные технологии, технологию южной культуры, проникшую на север через остров Кюсю, и технологию северной культуры, появившуюся на юге через Хоккайдо и северо-северо-восточную Японию, ситуация станет проясняться.

Южный меч был длинным и прямым, тогда как северный — кривым и коротким.
Обе эти культуры смешались на рубеже XI и XII веков, когда на северо-востоке Японии правили семья Фудзивара и Минамото.
Южная и северная культуры смешались после разгрома семьи Фудзивара. Северные кузнецы стали военнопленными и были вынуждены переселиться на запад. Этих кузнецов называли фусюкадзи (что означает «пленные кузнецы»). Местность, куда переселились эти кузнецы, стала самой знаменитой в Японии областью изготовления мечей.

Общие сведения о японском мече


Мастерство южных кузнецов было, вероятно, очень низким, поэтому в летописях почти не встречается упоминаний о технологиях изготовления мечей древней южной культуры. И тем не менее современная технология изготовления мечей родилась из смешения северной и южной культур.

Что касается качества, особенно мечей дзе-кото и кото, не совсем понятно, какой материал применялся для их изготовления (железный порошок, железная руда, красная охра, лимонит или что-либо иное), какими печами пользовались и каким образом поддерживали в них огонь. Для освещения этих вопросов вашему вниманию предлагается информация, которая собрана с помощью международных культурных организаций разных стран. Кроме того будет объяснено, как в древности в Японии плавили железо. Предлагаемый ниже материал был опубликован в Японии в Токен-Бидзитсу (журнал мечей).


Данный материал опубликован с личного разрешения Тетсутака Сугавара,
автора книги "Айкидо и Китайские боевые искусства"






Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.