Философские трактаты
Здесь собраны основные философские трактаты древней Японии:
- Миямото Мусаси и его великолепная Книга Пяти Колец (Го Рин но Сё), которая является настольной книгой каждого, кто занимается фехтованием.
- Ямамото Цунэтомо и его Хагакурэ - "Сокрытое в листве", самый авторитетный из древних трактатов посвящённых Бусидо - "Пути самурая" который являлся кодексом самурая
- В разделе "Дзен и фехтование" собрано большое количество материала, касающегося Меча самурая, посведневной жизни самурая, школам фехтования: Катори Синто рю, синкагэ рю, секретам фехтования...
- Юдзан Дайдодзи и его Будосёсинсю описывающее бусидо с точки зрения современника той эпохи является настольной книгой самурая.
Книга Земли. Часть II
Миямото Мусаси
Книга Пяти Колец
Книга Земли
Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V |
Часть II
Путь стратегии
В Китае и Японии бойцы, практикующие этот путь, назывались мастерами Стратегии.
Сейчас появились люди, столь же громко себя именующие, но они в основном являются лишь простыми фехтовальщиками. Служители древних храмов Касима и Катори получили своё искусство из рук богов и основали боевые школы, сообразуясь с божественными наставлениями. Они странствовали из провинции в провинцию, обучая людей.
В старые времена Стратегия упоминалась среди Десяти Талантов и Семи Искусств как благодетельная практика. Стратегия являлась искусством, и её применение не ограничивалось лишь фехтованием. Истинный смысл фехтования далеко выходит за рамки овладения приёмами боя.
Взглянем на мир. Мы увидим, что творчество зачастую становится предметом торговли. Люди изощряются в изобретательстве, стремясь получить скорую выгоду, продавая приобретённые на начальной стадии постижения навыки, тем самым искажая суть происходящих с ним изменений. Здесь уместна аналогия с орехом и его цветком. Превознося достоинства цветка, мы невольно умаляем значение плода. На путь Стратегии нередко становятся люди - и ученики, и преподаватели искусства боя, - озабоченные стремлением поразить окружающих блеском мастерства, похваляясь совершенством техники фехтования. Иными словами, они пытаются ускорить расцвет растения, спровоцировать завязь плода, что никому не под силу. Эти люди рассуждают о преимуществах того или иного додзё, но на деле лишь ищут выгоды. Кто-то в своё время сказал: "Незрелая стратегия - причина печали". Очень верное высказывание.
Существуют четыре Пути, по которым мужчины идут в своей жизни.
- Первый из них - Путь Земледельца. Используя сельскохозяйственные инструменты, человек выращивает рис и овощи, сообразуясь со сменой времён года.
- Второй путь - Путь Торговца. Он живёт, продавая плоды своего труда и получая выгоду, поддерживая своё существование.
- Третьим Путём идёт благородный воин, несущий своё вооружение. Путь Воина - овладение достоинствами своего оружия. Но если самурай не любит Стратегию, как он сможет определить пользу, приносимую его клинком? Воин должен обладать развитым вкусом.
- Четвёртый Путь - Путь Художника, или Путь Плотника (Архитектора).
Плотник должен стать искусным в обращении со своими инструментами, он намечает план строения с выверенными пропорциями, а затем исполняет работу, сообразуясь с замыслом. Так Плотник проходит по жизни.
Таковы Четыре Пути - Путь Земледельца, Путь Торговца, Путь Воина и Путь Художника.
Сравнение Пути Стратегии
с Путём Плотника
Возьмём дома. Дома знати, дома воинов, Четыре дома. Возьмём падение домов, процветание домов, стиль дома, традиции дома, имя дома. Плотник в работе имеет общий план строения, Стратег, подобно ему, имеет план битвы.
Если хочешь изучить ремесло войны, вчитывайся в эту книгу. Учитель - игла; ученик - нить. Ты должен практиковаться непрерывно.
Как плотницкий старшина, командующий должен знать естественные законы, и законы страны, и законы домов. Это - Путь Старшего. Плотницкий старшина должен знать теорию строительства башен и храмов. Он знает планы многих дворцов. Он следит за набором людей, чтобы возводить здания. Путь Плотницкого старшины - тот же, что и Путь командующего.
Перед началом строительства Плотник отбирает пригодный материал. Ровные стволы без сучьев, красивые на вид, используют для открытых колонн, прямые стволы с небольшими дефектами пускают на внутренние опоры. Стволы безупречного вида, хотя бы и не очень прочные, пускают на пороги, притолоки, двери и раздвижные стены. Хорошее дерево, даже узловатое и суковатое, всегда можно с разумением использовать в постройке. Дерево слабое или совсем корявое пускают на леса, а позже - рубят на дрова.
Плотницкий старшина распределяет работу между работниками соответственно их способностям. Он ставит задачи перед укладчиками полов, изготовителями раздвижных перегородок, порогов, притолок, потолков и т.д. Обладающие меньшим умением обтёсывают половые балки пола, а тот, кто умеет совсем мало, режет клинья и выполняет подсобную работу. Если плотник хорошо знает и правильно распределяет своих людей, выполненная работа будет хороша.
Старшина должен принимать во внимание способности своих людей, обходить их недостатки и не требовать ничего невероятного. Он обязан понимать настроения рабочих и подбадривать их, когда это необходимо. Таковы же и принципы Стратегии.
Как и воин, плотник сам точит свой инструмент. Плотник носит принадлежности ремесла в ящике для инструмента и работает под руководством своего старшины. Он вытёсывает колонны и балки топором, выравнивает доски пола рубанком, аккуратно режет узоры, полируя их настолько совершенно, насколько позволяет его умение. Таково искусство плотников. Когда плотник приобретает достаточный навык и понимание соразмерности деталей, он может стать старшиной.
Достижения плотника - используя грубые инструменты, создавать малые храмы. Он должен изготавливать подставки для письма, столы, бумажные фонари, кухонные доски и крышки для горшков. Это профессионализм плотника. Подобное верно и для солдата. Ты должен глубоко поразмыслить над этим.
Забота плотника - чтобы его постройку не перекосило, чтобы соединения были подогнаны точно и чтобы работа была хорошо спланирована, чтобы она была не просто набором законченных деталей, а представляла собой единое целое. Это существенно.
Если ты хочешь изучить Путь, глубоко размышляй о вещах, рассматриваемых в этой книге, перебирая одну за другой. Ты должен проделать большую работу.