Философские трактаты
Здесь собраны основные философские трактаты древней Японии:
- Миямото Мусаси и его великолепная Книга Пяти Колец (Го Рин но Сё), которая является настольной книгой каждого, кто занимается фехтованием.
- Ямамото Цунэтомо и его Хагакурэ - "Сокрытое в листве", самый авторитетный из древних трактатов посвящённых Бусидо - "Пути самурая" который являлся кодексом самурая
- В разделе "Дзен и фехтование" собрано большое количество материала, касающегося Меча самурая, посведневной жизни самурая, школам фехтования: Катори Синто рю, синкагэ рю, секретам фехтования...
- Юдзан Дайдодзи и его Будосёсинсю описывающее бусидо с точки зрения современника той эпохи является настольной книгой самурая.
5 июн 2007
О жизни Миямото Мусаси. Часть III.
О жизни Миямото Мусаси
Часть I | Часть II | Часть III |
Часть III
Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Мастера меча не всегда испытывали свои силы в поединке. Об этом свидетельствует следующая история:
Однажды Миямото Мусаси странствовал по дорогам центральной Японии. Завидев в отдалении фигуру самурая среднего роста и крепкого сложения, он по осанке сразу определил крупного мастера Будзюцу. Подойдя ближе и оценив "духовную наполненность" (кокю) неизвестного самурая, Мусаси решил про себя, что навстречу ему идёт не кто иной, как знаменитый мастер меча - Ягу Дзюбэй, глава прославленной школы Ягю Синкагэ-рю. Путники поравнялись и молча разошлись, обменявшись взглядами. Пройдя ещё несколько шагов, оба одновременно оглянулись, и неизвестный спросил:
"Простите, уважаемый, не вы ли будете Миямото Мусаси?"
- "Да. - ответил Мусаси. - а вы, конечно, Ягю Дзюбэй?".
Обменявшись краткими приветствиями, они направились в придорожную корчму и заказали по чашке чая. Пили не торопясь, время от времени поглядывая друг на друга. Потом попросили принести им облавные шашки (го) и принялись за игру. Стиль игры был у каждого свой, но решающего перевеса ни один из партнёров не мог добиться. Молча они признали ничью, встали, раскланялись и разошлись. Обоим не понадобилось ни единого слова, ни единого жеста для того, чтобы убедиться в равенстве сил, полном ментальном паритете.
В 1614 -1615 гг. мастер воспользовался случаем испытать себя в боевых условиях. Иэясу Токугава осадил замок Осака, где собрались поднявшие мятеж сторонники семьи Асикага. На этот раз Мусаси присоединился к силам Токугава, участвуя в обоих кампаниях - зимней и летней. Теперь он сражался против тех, за кого бился при Сэки-га-хара будучи юнцом. Согласно его собственному письму в 1634 г., он участвовал в этих компаниях дабы понять Стратегию.
Согласно его собственным писаниям, Мусаси пришёл к пониманию стратегии боя, когда ему было пятьдесят или пятьдесят один, в 1634 году. Он вместе со своим приёмным сыном Ёри, беспризорником, подобранным в своих странствиях по провинции Дэво, осел в Огура. С тех пор Мусаси никогда не покидал остров Кюсю. В те времена замком Кумамото, центром области Хиго, владела семья Хосокава. Князем провинции Бундзен был Огасавара Тададзанэ. Ёри находился под его началом и как капитан в армии Тададзанэ сражался против христиан во время восстания Симавары в 1638 году. Правители южных областей всегда были настроены антагонистически к Токугава и плели интриги с христианами-иностранцами и с японскими христианами. Мусаси находился в составе военного совета при Симавара, где произошло избиение христиан. После этого Иэясу Токугава закрыл порты Японии для иностранных судов. Эта политика изоляции длилась в течении двухсот лет.
После шести лет жизни в Огура, Мусаси был приглашён к Тюри, владельцу замка Кумамото, родственнику Хокасавы . Он провёл у князя несколько лет, занимаясь живописью и обучением самураев влиятельного феодала. В 1643 г. мастер стал отшельником, уединившись в пещере под названием "Рэйгэндо". Здесь он написал свой знаменитый трактат - "Го Рин Но Сё", адресованный своему ученику Тэруо Нобиюки (Могонодзэ). Он умер 19 мая 1645 г, через несколько дней после завершения книги.
Японцам Мусаси известен как "Кэнсэй", т.е. "Святой Меча". "Го Рин Но Сё" возглавляет каждую библиографию по Кэн-до, она является уникальным произведением среди книг по военному искусству. Это относится и к стратегии ведения войны и к методам отдельных поединков. Эта книга не диссертация по военному искусству, она, по словам самого Мусаси, всего лишь " руководство для мужчин, которые хотят изучить искусство стратегии", но её содержание всегда находится за пределами понимания ученика. Чем больше читаешь эту книгу, тем больше находишь на её страницах. Это ключ Мусаси к той тропе, по которой он шагал. Ему ещё не было тридцати, когда он стал непобедимым бойцом, но не осел и не основал школу, переполненный сознанием успеха, а с удвоенным усердием погрузился в дальнейший поиск. Даже к концу своих дней мастер презирал роскошную жизнь и два года прожил в горной пещере, погружённый в глубокое самосозерцание. Поведение этого жестокого и упорного человека было несомненно скромным и искренним.
Мусаси написал:
"Когда обретаешь Путь Стратегии, нет ничего, чего ты не смог бы понять" и "Ты будешь видеть Путь во всём".
На его картинах часто стоит печать "Мусаси" или псевдоним, "Ни Тэн". "Ни Тэн" означает "Два Неба", что порой связывается со стойкой воина, воздевшего два меча над головой. Мусаси является основателем школы фехтования, известной как "Ни Тэн Ити Рю", или "Эн Тэй Рю" (очищающий круг).
Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Мусаси писал: "Изучи Пути всех профессий". Сам он именно так и поступал. Он перенимал жизненный опыт не только знаменитых мастеров меча, но и монахов, художников и ремесленников, стараясь расширить свои познания.
Мусаси писал относительно различных аспектов Кэн-до таким образом, чтобы новичок мог понять его текст на основе своего багажа, а мастер Кэн-до находил в тех же самых словах более высокий уровень знаний. Текст труда приложим не только к военной стратегии, но к любой ситуации, где требуется тактика. Японские бизнесмены и сейчас используют "Го Рин Но Сё" как руководство по деловой практике, проводя кампании сбыта как военные операции, используя те же энергетические методы. Точно так же, как Мусаси казался безмерно жестоким человеком, преследуя на деле высокий идеал, большинству людей успешный бизнес непременно кажется бессовестным.
Так что учение Мусаси актуально в XX веке так же, как на средневековом поле битвы, и приложимо не только к японцам, но и ко всем расам и народам. Его дух можно выразить двумя словами: скромность и упорный труд.
Ниже приводится полный трактат Миямото Мусаси - "Го Рин Но Сё" - Книга Пяти Колец.