Философские трактаты
Здесь собраны основные философские трактаты древней Японии:
- Миямото Мусаси и его великолепная Книга Пяти Колец (Го Рин но Сё), которая является настольной книгой каждого, кто занимается фехтованием.
- Ямамото Цунэтомо и его Хагакурэ - "Сокрытое в листве", самый авторитетный из древних трактатов посвящённых Бусидо - "Пути самурая" который являлся кодексом самурая
- В разделе "Дзен и фехтование" собрано большое количество материала, касающегося Меча самурая, посведневной жизни самурая, школам фехтования: Катори Синто рю, синкагэ рю, секретам фехтования...
- Юдзан Дайдодзи и его Будосёсинсю описывающее бусидо с точки зрения современника той эпохи является настольной книгой самурая.
Недвижимая Праджня. Часть II
Часть I | Часть II |
Часть II
рисовое поле от названных гостей,
Пугало, в конце концов, стоит не бесцельно.
Пугало, изображая человека, поставлено среди полей, оно держит лук и стрелу, как бы готовясь выстрелить. Видя это, звери и птицы разбегаются в страхе. Это изображение человека не обладает умом, но отпугивает оленя. Совершенный человек подобен ему.
По этому поводу есть история с "деревянным петухом" (Чжуан-Цзы). (Перевод Л.Д.Позднеевой из главы 19 "Понимающий сущность жизни", в скобках вариант перевода Д.Т.Судзуки из его книги "Дзен и японский буддизм").
Цзы Синцзы тренировал бойцовского петуха для чжоуского царя Сюань-вана.
Через десять дней царь спросил:
- "Готов ли петух к бою?"
- Ещё нет. Пока самонадеян, попусту кичится. (Тщеславен, полон боевого задора).
Через десять дней царь снова задал тот же вопрос.
- Пока нет. Ещё бросается на каждую тень, откликается на каждый звук. (Прислушивается к крику другого петуха, преследует его тень).
Через десять дней царь снова задал тот же вопрос.
- Пока нет. Взгляд ещё полон ненависти, сила бьёт через край. (Всё ещё возбуждается, слишком много чувств).
Через десять дней царь вновь задал тот же вопрос.
- Почти готов. Не встревожится, пусть даже услышит другого петуха. Взгляни на него - будто вырезан из дерева. Полнота его свойств совершенна. На его вызов не посмеет откликнуться ни один петух - повернётся и сбежит. (Почти готов. Даже если другой петух издаст свой боевой клич, он останется недвижим. Когда на него смотрим, он напоминает деревянного. Его качества превосходны. Среди петухов нет ему равного. Все они будут убегать от него).
Человек обретает бессознательный или рефлекторный тип деятельности тела, а ум не останавливается ни на чём. Он существует сам по себе, без мыслей, без аффектов, подобно пугалу среди рисовых полей. Человек становится простодушным, его чистый ум особенно не выделяется и кажется наивным, держится сам по себе, не отличается самоуверенностью. Не самоуверенность характерна для тех, кто достиг высшего состояния ума.
Следует различать два направления тренировки: духовная и практическая. Что касается духовной, то это становится понятным, если человек отказывается от своего собственного неведения и аффектов и достигает состояния "не-ума". (По-японски всё предложение звучит так: "Тада-иссин-но-сутэ ё-нитэ соро", буквально: "Всё это зависит от того, как человек отказывается от своего ума". В этом случае "ум" следует понимать не как "один абсолютный ум", но как "обычный, обыденный ум всякого человека", т.е. "ум неведения и аффектов", который останавливается на объекте или опыте, или переживании, и отказывается возвращаться к своему природному состоянию текучести, пустоты, не умности). Но нельзя отвергать и тренировки технического плана. Если принцип ясен, этого ещё не достаточно для мастерства движения. Практическими деталями технического совершенства считается, например, то, что называется пятью способами постановки тела в зависимости от характера человека. Принцип духовности должен присутствовать без всякого сомнения, но фехтовальщик должен владеть и техническими навыками. Тренировка никогда не должна становиться односторонней. Ри (ли) и дэн (ши), как два колеса одной повозки. Когда они разделены, жизнь теряет свободу и спонтанность и человек перестаёт владеть собой. Говоря языком психологии, их соединение, происходит когда бессознательное прорывается в сознательном, и рассудочная деятельность передаёт власть бессознательному. На языке христианской религии это называется смерть "Я" и жизнь "во Христе". Буннам Дзендзи сказал бы : "Жить, как мертвец".
Фехтовальщик должен освободиться от всех мыслей о жизни и смерти, достижениях и потерях, правоте и неправоте, целиком отдаваясь той силе, что живёт глубоко внутри его существа. Это всё осуществится только тогда, когда Ри и Дэн будут в гармоническом взаимодействии.
Стихотворение Бунана гласит:
Будь как мертвец,
Будь совершенно мёртвым -
И делай всё что хочешь.
Всё будет хорошо.