АВТОРИЗАЦИЯ НА САЙТЕ

Занятия айкидо в Москве
ОБЪЯВЛЕНИЯ


Место для вашей рекламы
ПОПУЛЯРНОЕ

Наши партнёры

АРХИВ НОВОСТЕЙ


 

 
 
 
 
Аниме онлайн
Просмотр аниме онлайн в реальном времени
Аниме онлайн


НАШИ ПАРТНЁРЫ

Shop.Aikidoka.ru
Пишем по-японски. Азбука Катакана
Предлагаемое пособие представляет собой рабочую тетрадь для ...

Пишем по-японски. Азбука Хирагана
Предлагаемое пособие представляет собой рабочую тетрадь для ...

Подготовка к квалификационному экзамен ...
Вашему вниманию предлагается книга для подготовки к ...



Айкидо и Путь самурая
Айкидо и Путь самурая. Главная страница Айкидо и Путь самурая. Обратная связь Карта сайта 'Айкидо и Путь самурая'

Философские трактаты

Здесь собраны основные философские трактаты древней Японии:
- Миямото Мусаси и его великолепная Книга Пяти Колец (Го Рин но Сё), которая является настольной книгой каждого, кто занимается фехтованием.
- Ямамото Цунэтомо и его Хагакурэ - "Сокрытое в листве", самый авторитетный из древних трактатов посвящённых Бусидо - "Пути самурая" который являлся кодексом самурая
- В разделе "Дзен и фехтование" собрано большое количество материала, касающегося Меча самурая, посведневной жизни самурая, школам фехтования: Катори Синто рю, синкагэ рю, секретам фехтования...
- Юдзан Дайдодзи и его Будосёсинсю описывающее бусидо с точки зрения современника той эпохи является настольной книгой самурая.









Часть I Часть II Часть III

Часть I

Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Один монах спросил Дасю Экая, одного из дзенских мастеров правления династии Тан, когда дзен был в расцвете:
- Что такое великая нирвана?
- Не связывать себя с кармой рожнения-и-смерти - вот великая нирвана.
- А что тогда карма рождения-и-смерти?
- Желание великой нирваны и есть карма рождения-и-смерти.

Нирвана - центральное понятие буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствие желаний, совершенной удовлетворённости и самодостаточности, абсолютной отрешённости от внешнего мира.

Карма - (санскрит - деяние). Одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма и джайнизма) и философии, дополняющее понятие сансары. В широком смысле - общая сумма совершённых любым живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком - влияние совершённых действий на характер настоящего и последующего существования).

Сансара - одно из основных понятий индуистской религии и религиозной философии, перевоплощение души в ортодоксальных брахманистско-индуистских системах или личности (в буддизме) в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного); осуществляется по закону кармы).

В буддизме противопоставляется нирвана и сансара (рождение-и-смерть). Нам говорят: чтобы достичь нирваны, нужно выйти за пределы сансары. Таким образом, первый ответ Дайсю вполне правилен, но его второй ответ ставит нас в тупик, потому что, если мы не желаем нирваны, как же мы заставим её прийти к нам самой? Это кажется нелогичным. Поскольку нирвана - это что-то желаемое и всем буддистам советуют к ней стремиться, чтобы избежать пут сансары, которая является причиной всех наших страданий, то разве не логично желать нирваны и всеми способами достигать её?

Каким образом желание нирваны может быть причиной кармических рождений-и-смертей?

Ответ Дайсю выглядит совершенно иррациональным (алогическим, противоречащим). Вообще, дзенские мастера - наиболее иррациональные учителя, и они требуют от нас внести эту иррациональность в повседневную жизнь. Величайшая ошибка - мерить всё прокрустовым ложем логики или считать её мерилом человеческого просвещения. То, что в японском искусстве называется "мё" или "мёю", появляется, когда рациональность (разумность, целесообразность) вещей не оценивается. (Мё - нечто, вне понимания анализа, ю - движение или действие).Фактически, все оригинальные творческие произведения создаются бессознательным, которое выходит за пределы рациональных схем. Не только буддисты Махаяны, но и философы-даосы выступают против интеллектуализации духовных тренировок. Поэтому дзенский учитель и заявляет, что нирвана достижима только тогда, когда её не желают. Желать - значит делать выбор, а выбор производит интеллект, в то время как нирвана по ту сторону интеллекта.

В связи с этим можно привести цитату из Первого Послания к Коринфинянам св. Апостола Павла: "И плачущие, как не плачущие, и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся". Итак - желать нирвану, как будто не желая. Когда этот парадокс постигнут, мы обладаем нирваной, будто не обладаем. Быть сознательно бессознательным - в этом секрет нирваны, из которой исходит мёю творчества. Мё или мёю означает "нечто, что бросает вызов препятствию сил человеческого мышления". Иными словами, это такая деятельность, которая исходит прямо из глубины каждой личности без помех все разделяющего интеллекта. Это действие происходит настолько прямо и незамедлительно, что интеллект не находит места, куда бы он мог влезть и разделить это на части.

Как говорил один дзенский учитель: "Когда ученик питает какую-то мысль о рождении-и-смерти, он идёт по пути дьявола. Как только он отказывается от всех воззрений, он присоединяется к философам мудрецам". Т.е., когда мы оставляем попытки интеллектуального понимания, мы выходим за пределы рождения-и-смерти и можем свободно работать в чудесной сфере Нерождённого, где художник может проявить мё во всём его многообразии. "Точка зрения" или "мысль" - проявление интеллекта, и там, где она есть, Не рожденное или Несознательное встречается со всевозможными препятствиями. Вот почему дзенский учитель советует нам не придерживаться ни одной "мысли" и "точки зрения", отрицательной или утвердительной относительно рождения-и-смерти, так же как и нирваны. Интеллект используется для практических целей, которые сообразуются исключительно с практической выгодой или пользой и творческая способность интеллекта может действовать лишь в этих пределах.

Нечто подобное происходит и в искусстве фехтования. Это ужасное искусство, ибо за каждую ошибку можно заплатить кровью. Меч прямо перед вами, и он готов в любой миг повергнуть вас наземь. Если в буддизме мы говорим, что борьба происходит между идеями нирваны и сансары, то в фехтовании борьба происходит между жизнью и смертью. Борьба буддиста происходит больше в плане концепций, борьба фехтовальщика более реальна и остро переживается. Но если борьба переживается и понимается двойственно, тогда лучшим и единственным путём считают обычно выбор чего-нибудь одного и, не думая о последствиях, смело ринуться вперёд. Но для фехтовальщика это, конечно, гибель. Пока мысль о смерти сидит в сознании фехтовальщика, она неосознанно и неизбежно будет вести в том направлении, которого он всеми силами пытается избежать. Другая возможность, если оставить выбор в стороне, это совсем отказаться от мысли остаться в живых после схватки. Ибо часто случается, что те, кто любит жить, теряют жизнь, а те, кто ненавидят её, обретают её, как сказали бы христиане. Но вот истина: "Вы можете что-то любить или ненавидеть, но любое из этих чувств, проникая в ум, будет неизбежно как-то окрашивать ваше сознание и подобное поведение отразится на вашем мече. Истинный фехтовальщик должен быть совершенным человеком в даосском смысле, и должен быть над жизнью-и-смертью, как буддийский философ над нирваной и сансарой".

Никакая борьба хорошо не кончится, пока не достигнут момент, где любая из сторон не может омрачающе влиять на другую. Не нейтральность, равнодушие, безучастность, безразличие, но трансцендентальность - вот что необходимо. Это цель фехтовальщика. Может показаться странным, что фехтовальщик хочет быть философом, но в Японии, как и в Китае, искусство - дело не технологии, а духовного прозрения, духовной практики. И фехтование не исключение.

Айкидо и Путь самурая
Комментарии (0) | автор: Vadim | Просмотров: 8626 |
Дзен и фехтование
  • 0