Философские трактаты
Здесь собраны основные философские трактаты древней Японии:
- Миямото Мусаси и его великолепная Книга Пяти Колец (Го Рин но Сё), которая является настольной книгой каждого, кто занимается фехтованием.
- Ямамото Цунэтомо и его Хагакурэ - "Сокрытое в листве", самый авторитетный из древних трактатов посвящённых Бусидо - "Пути самурая" который являлся кодексом самурая
- В разделе "Дзен и фехтование" собрано большое количество материала, касающегося Меча самурая, посведневной жизни самурая, школам фехтования: Катори Синто рю, синкагэ рю, секретам фехтования...
- Юдзан Дайдодзи и его Будосёсинсю описывающее бусидо с точки зрения современника той эпохи является настольной книгой самурая.
Тэнсин-Сёдэн-Катори-Синто-рю. Часть III
Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V |
Часть III
В Катори-Синто-рю изучаются исключительно эффективные методы боя всеми видами оружия и без него. Вся техника нападения и защиты строится на доскональном знании особенностей и защитного, и атакующего вооружения. Например, все удары мечом наносятся только в те места, где тело не прикрыто доспехами. Сама техника движений позволяет одинаково эффективно сражаться и без доспехов, и в тяжёлом самурайском доспехе. Памятуя о хрупкости японской катаны, мастера Катори-Синто-рю никогда не подставляют меч под удар меча противника. Вместо этого используются разнообразные подрезки рук и различные виды маневрирования, позволяющие, уклонившись от атаки врага, самому мгновенно его поразить.
Мастера школы наставляют своих учеников, что они должны быть сильны телом и развить собственную ментальную мощь такой степени, чтобы никто не мог внушить им страх.
Всё обучение в Катори-Синто-рю разделено на несколько этапов. Сначала ученики овладевают базовой техникой меча, которая также помогает сформировать базовую культуру движений и развить силу. Затем начинаются тренировки с другими видами классического оружия - шестом, алебардой, копьём. И только на третьем этапе - приёмы боя без оружия. Дело в том, что основной целью тренировки в дзю-дзюцу наставники Катори-Синто-рю считают овладение искусством защищаться от вооружённого мечом, алебардой или копьём противника, а это невозможно, пока сам ученик не освоит эти виды оружия в совершенстве. Далее изучаются методы стратегии и тактики, фортификация. Сюда же относится и синоби-дзюцу, которое в Катори-Синто-рю включает различные методы полевой разведки, проникновения в закрытые помещения и неожиданного убийства как с помощью стандартного оружия, так и с помощью различных потайных видов оружия - метательных стрелок, цепей, ядов и т.д. На этом же высшем этапе мастера передают своим ученикам секреты мудр ("пальцовок") и чтения заклинаний, а также тайное учение об управлении внутренней энергии ки, которое называется "Кумадзаса-но осиэ" - "Учение медвежьего бамбука". В то время, как в других школах эти секреты уже давно утеряны, ведущие мастера Катори-Синто-рю до сих пор владеют ими. В частности, один из верховных наставников этой школы Отакэ Рисукэ при помощи метода кудзиин излечивает самые различные болезни.
Однако владение различными методами убийства считается в Катори-Синто-рю далеко не главным. Суть этой школы выражена уже в первом предложении каталога техники (мокуроку), которое гласит: "Хэйбу (учение о войне) является хэйхо (учение о мире), и все мужчины должны знать хэйхо". Это положение лучшим образом раскрывает сэнсэй Отакэ Рисукэ:
"Нет сомнения в том, что Миямото Мусаси был очень силён, в Японии его нередко называют "Кэнсэй" - "Святой меча". Однако этот человек никогда не имел семьи, у него не было ни детей, ни потомков. У него было только три ученика. Он следовал методу тренировки, который требовал такого невероятного аскетизма, что обычный человек не может даже надеяться следовать ему. Он никогда не спал на мягких матах, не принимал ванны, не расчёсывал волосы. Нет сомнения в экстраординарном характере подобной тренировки, но я не могу не задать вопроса: "А не пожертвовал ли он своей человеческой сущностью во имя успеха в кэн-дзюцу?"
Даже простые травы вокруг нашего додзё тратят много энергии, пытаясь прорасти, произвести на свет стебель и листья и, в конце концов, породить семя. Они развили способы поощрения птиц съедать семена и переносить их в другие места. Таким образом, даже травы пытаются обеспечить себе потомство. В результате их усилий, хоть они и умирают, следующее поколение их потомков расцветает вокруг того места, где они росли.
Я не могу не усматривать в этом урок для человеческого рода. Человек, который столь сильно концентрируется на какой-то одной цели, что даже не испытывает желания увидеть, как расцветают его потомки, абсолютно бесполезен как человеческое существо".
К очевидному контрасту с Миямото учитель Тёисай (основатель Катори-Синто-рю) смог дожить до 102 лет, не испытав серьёзных несчастий, во время, отмеченное страданиями и войнами. До сего дня семья учителя Тёисая продолжалась по непрерывной линии на протяжении 20 поколений. Сегодняшний верховный наставник этой школы является прямым потомком учителя Тёисая. Поскольку учитель обладал замечательными качествами характера, его семья смогла продолжаться в течении 20 поколений.
Для любой семьи возможность проследить свою генеалогию на 20 поколений назад - это большое достижение. И если помнить, что эта семья преподавала воинское искусство на протяжении всех 20 поколений, и что тот период истории, когда жили эти поколения, включает Сэнгоку-дидай (время непрерывных феодальных войн с 1467 по 1573 года), это достижение кажется ещё более замечательным. Я не могу не поражаться тем усилиям, которые были потрачены поколениями наставников, пытавшихся сохранить, передать и развить традиции Катори-Синто-рю и семьи Иидзаса (фамилия основателя). Тот факт, что приёмы, методы тренировки и духовные учения Катори-Синто-рю были сохранены нетронутыми, является прямым результатом ценнейшей истинной природы учений, воплощённых в этой традиции".